Управленческий учет. Программа Капитал решение для автоматизации управленческого учета

Управленческий учет. Сайт программы Капитал.

  
 

Учет расходов и затрат

Учет расходов и затрат

Официальным определением расходов (затрат) является «уменьшение или другое расходование активов предприятия либо возникновение обязательств в результате поставки или производства товаров, оказания услуг или других видов деятельности, которые составляют основные и постоянные направления деятельности данного предприятия» (МСФО). Другими словами, это все расходы, которые в данном учетном периоде в ходе хозяйственной деятельности приводят к уменьшению собственного капитала, возникают в ходе обычной деятельности предприятия и служат для получения соответствующих доходов.

Цели учета расходов

Фактически расходы являются одним из основных предметов интереса управленческого учета, поскольку как раз решения, принимаемые в целях их сокращения, составляют основной доступный инструмент менеджера в целях повышения эффективности работы предприятия. Объем продаж в основном зависит от маркетингового отдела и в короткой перспективе является результатом его деятельности. Производительность в большей степени зависит от технологов.

Оценка расходов, а также их горизонтальный и вертикальный анализы помогают собственникам компании оценивать работу конкретных управленцев и руководства компании в целом.

Следствием производимых и оплачиваемых расходов является накопление предприятием кредиторской задолженности. Именно прогнозирование расходов помогает руководству составлять реальные бюджеты и планы работы предприятия на будущее.

Методы учета затрат

Основным принципом, который следует соблюдать при учете расходов, является соответствие доходов и расходов. Данный принцип означает, что расходы признаются именно в том учетном периоде, в котором они были использованы на пользу предприятию. При этом ни в коем случае не стоит забывать о том, что, когда мы говорим о расходах, речь идет об уменьшении собственного капитала.

Признанием расходов является их отнесение (корреспонденция) на счета расходов. Расход входит в отчеты за тот период, в котором произошло его отнесение на счет расходов, вне зависимости от того, когда произошла фактическая оплата. Задолженности по признанным, но не оплаченным расходам (либо по предоплаченным расходам) учитываются на счетах кредиторской задолженности. Если была сделана предоплата, она учитывается корреспонденцией дебета счета кредиторской задолженности в кредит соответствующего счета, с которого был сделан платеж, при этом расход признается только тогда, когда предоплаченные товары/услуги будут фактически поставлены. В случае оплаты с отсрочкой расход признается в том периоде, к которому относится (дебет счета расходов в кредит счета кредиторской задолженности перед соответствующим поставщиком), а кредиторская задолженность погашается непосредственно платежом.

Расходы, которые привязаны к какому-то определенному периоду вследствие своего календарного типа (например: аренда, зарплата, коммунальные платежи и т.д.), признаются именно в этом периоде вне зависимости от срока платежа. Удобным для дальнейшего контроля за операциями может оказаться их введение на последний день учетного периода (месяца).

Прямая себестоимость продукции/товаров/услуг списывается в том периоде, в котором эти активы реализуются. То есть, та себестоимость, по которой учитывались товары/продукция, или та, которая приписывается на предприятии оказанию данного рода услуг, списывается с соответствующих активных счетов на счета расходов в период реализации товаров/продукции или оказания услуг. Такая практика и осуществляет напрямую принцип соответствия доходов и расходов.

Важно учитывать прямые расходы на себестоимость продукции/товаров/услуг отдельно от накладных расходов, которые предприятие несет в течение определенного периода и которые трудно или просто нелогично относить на себестоимость. Это разделение отражается типами счетов в плане счетов. В отчетах счета группируются в соответствии с их типом.

Для учета себестоимости создаются счета типа «себестоимость», которые при построении отчета о прибылях и убытках автоматически группируются как расходы, которые вкупе с доходами создают показатель валовой прибыли.

ДОХОДЫ – СЕБЕСТОИМОСТЬ = ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

Остальные расходы, которые для простоты будем называть накладными расходами, формируют показатель чистой прибыли и отражаются с помощью счетов типа «расходы».

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ – НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

При создании семейства счетов себестоимости их структура должна дублировать структуру доходных счетов, доходы по которым компенсируются этой себестоимостью.

При классификации (разделении для целей учета) счетов, предназначенных для учета в качестве накладных расходов, надо учитывать несколько параметров:

  • различное происхождение расходов (например, расходы на содержание офиса и расходы на содержание автомобильного парка);
  • возможность оказывать реальное влияние на динамику этих расходов по отдельности;
  • происхождение первичных документов, на основе которых признаются эти расходы, и лиц, ответственных за их предоставление;
  • объем расходов – достаточен ли он для того, чтобы представлять какую-либо значительную долю во всей сумме расходов предприятия (если нет, то проще включать их в счет «Другие расходы» или учитывать на одном счете с другими схожими расходами).

При создании доходных счетов система «Капитал» автоматически создает соответствующую структуру счетов себестоимости. Счета типа «Расходы» пользователь может создавать по своему усмотрению или принять предлагаемую классификацию из типового плана счетов.

Я хочу знать, где мои деньги

Анализ учета - Анализ затрат

"Капитал" позволяет регулярно проводить полный анализ учета с любой периодичностью. Руководство компании может оперативно выявлять изменения в затратах, выяснять и устранять их причины.
Подробнее >>>

"Капитал" облегчает учет и его анализ, классификацию операций по отделам, видам деятельности, проектам, территориям, а так же учет финансовых вложений и анализ затрат предприятия. Благодаря этому руководство компании может оперативно получать информацию, необходимую для контроля и оценки деятельности руководителей среднего звена, постановки задач, отслеживания ключевых показателей, принятия управленческих решений и построения стратегии развития бизнеса.
Подробнее >>>

Методы учета затрат

Управление затратами проводится в целях максимального увеличения прибыли.
Существует несколько методов учета затрат. Основными из них могут быть названы: попроцессный (простой), позаказный, попередельный.

Попроцессный (простой) метод учета затрат применяется при производстве ограниченного числа видов продукта, когда отсутствует незавершенное производство (добыча угля, производство электроэнергии и т. п.).

При позаказном методе учета затрат объектом учета затрат является каждый отдельный заказ на производство (одного изделия или серии изделий).

Попередельный метод учета затрат используется тогда, когда исходное сырье (материалы) последовательно превращается в готовую продукцию.

 


Яндекс.Метрика
финансовый учет, учет средств