Управленческий учет. Программа Капитал решение для автоматизации управленческого учета

Управленческий учет. Сайт программы Капитал.

  
 

Учетная политика. Собственный капитал

Собственный капитал

5.1  Цели и задачи учета собственного капитала

Расчеты с учредителями занимают центральное место в управленческом учете. Чем больше учредителей у предприятия, и чем меньше они вовлечены в непосредственное управление им, тем выше важность управленческого учета, особенно с точки зрения предотвращения разногласий между учредителями.

Все расчеты предприятия с учредителями основываются только на решениях учредителей и договоренностях между учредителями и руководством предприятия. Задача управленческого учета - предоставить для этого информацию.

Собственный капитал учитывается в целях обеспечения корректности расчетов предприятия с учредителями и учредителей между собой. Особую важность учет собственного капитала имеет для предприятий, привлекающих средства путем продажи долей или акций.

Учредители устанавливают порядок и периодичность распределения прибыли. Распределение, как правило, производится собранием учредителей ежемесячно или ежеквартально. Предприятие готовит к собранию учредителей отчетность, которая должна быть полной и окончательной. Ее изменение задним числом (после собрания) невозможно.

Если у предприятия только один учредитель, распределение прибыли носит формальный характер и может производиться раз в год.

Собственный капитал состоит из следующих компонентов:

·   взносов учредителей - выраженного в денежной форме суммарного итога взносов (вкладов) участников (собственников). Следует отличать взносы учредителей от уставного капитала, который определяется в учредительных документах при регистрации компании и может быть выплачен частично. В управленческом учете уставный капитал не используется, учитываются только фактические взносы учредителей;

·   безвозмездно полученных денежных средств и имущества;

·   прибыли остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

В управленческом учете поступившие от учредителей средства и имущество непосредственно зачисляются на счета активов.

1. Фактический учет поступивших в собственность фирмы активов:

Дебет

Кредит

 

Расчетный счет

Расчеты с учредителями

Сумма денежных средств

Ликвидные ценные бумаги

Расчеты с учредителями

Денежный эквивалент

Основные средства

Расчеты с учредителями

Денежный эквивалент

Нематериальные активы

Расчеты с учредителями

Денежный эквивалент

5.2  Методика учета

Для учета собственного капитала фирмы предназначены следующие счета:

Капитал

·   Расчеты с учредителями

·   Взносы

·   Распределения

·   Фонды

·   Резервы

·   Начальный остаток

·   Нераспределенная прибыль

·   Чистая прибыль (за период с последнего закрытия)

   "Расчеты с учредителями" - пассивный счет, тип "Капитал", остаток по которому отражает итог расчетов с учредителями предприятия. Этот счет имеет субсчет "Взносы" для учета поступивших взносов (денежных и имущественных) учредителей предприятия и субсчет "Распределения" для выплаты распределенной прибыли. Положительный остаток по субсчету "Распределения" означает текущую задолженность предприятия перед учредителями, отрицательный - задолженность учредителей перед предприятием.

   "Начальный остаток" - пассивный счет, тип "Капитал", рассчитываемый денежный эквивалент активов и платежей в пользу предприятия на начало ведения учета. Остаток на момент начала учета может быть как положительным, так и отрицательным.

   "Фонды" - пассивный счет, тип "Капитал", распределение прибыли предприятия для дальнейшего целевого использования (потребления, накопления, поощрения сотрудников).

   "Резервы" - пассивный счет, тип "Капитал", распределение прибыли для покрытия возможных убытков от активных операций, например, неплатежей контрагентов. Используется на покрытие убытков по активным операциям в случае наступления риска или возвращается в прибыль.

   "Нераспределенная прибыль" и "Чистая прибыль" - пассивные счета типа "Капитал", предназначенные для учета прибыли. Остаток по счету Чистая прибыль равен итогу отчета о прибылях и убытках (сумма всех доходов за вычетом всех расходов) за период с момента последнего закрытия по отчетную дату. Проводки по счету "Чистая прибыль" невозможны. При закрытии периода значение прибыли фиксируется, счет "Чистая прибыль" обнуляется, а остаток по нему переходит на счет "Нераспределенная прибыль". Со счета "Нераспределенная прибыль" осуществляется распределение прибыли для выплаты дивидендов, пополнения фондов и резервов.

5.2.1  Формирование/пополнение собственного капитала

Собственный капитал может формироваться/пополняться за счет:

1.   Внешних источников (взносы). Корреспонденция активного и пассивного счетов.

Дебет

Кредит

Денежные средства

Расчеты с учредителями/Взносы

Ликвидные активы

Расчеты с учредителями/Взносы

Основные средства

Расчеты с учредителями/Взносы

Нематериальные активы

Расчеты с учредителями/Взносы

2.   Внутренних источников (распределение прибыли). Корреспонденция двух пассивных счетов.

Дебет

Кредит

Нераспределенная прибыль

Расчеты с учредителями/Взносы

·   Когда учредители принимают решение об увеличении капитала компании за счет распределения прибыли, это целесообразно отразить как индивидуальные взносы каждого из учредителей для удобства дальнейших расчетов между учредителями. Размеры таких взносов определяются соглашением между учредителями и могут не соответствовать их долям в компании.

Если за счет нераспределенной прибыли пополняются прочие фонды предприятия (фонды накопления, развития и материального поощрения) это также приводит к увеличению собственного капитала.

При формировании капитала в качестве взноса могут приниматься:

·   денежные средства в наличной и безналичной форме,

·   ликвидные активы (ценные бумаги и драгоценные металлы),

·   основные средства и материалы,

·   нематериальные активы.

Оценка вносимых неденежных активов осуществляется только по соглашению учредителей. В качестве основы для оценки можно использовать рыночную или восстановительную стоимость.

5.2.2  Начальные остатки

Начальный остаток – это сумма активов или пассивов на счете на дату начала учета.   Начальные остатки по всем балансовым счетам вводятся в корреспонденции со счетом начального остатка, в результате чего на нем формируется сумма чистых активов.  Счета доходов и расходов не имеют начальных остатков.

Начальные остатки удобнее вводить днем, предшествующим дате начала учета.  Если учет начинается 1 января, остатки лучше ввести 31 декабря.  В этом случае будет проще строить корректные оборотные отчеты за январь.

Начальные остатки вводятся со всей необходимой аналитикой.  Например, для корректного учета остатков по расчетам с контрагентами остатки вводятся соответствующими документами в корреспонденции со счетами дебиторской и кредиторской задолженности. 

Начальные остатки по товарам вводятся получением товара с закрытием на счет начального остатка.

5.3  Примеры

5.3.1  Внесение материального актива в собственный капитал

Меню: Операции - Проводка - Новая проводка

Вид окна проводки представлен на Рис. 19.

Рис. 19

5.3.2  Ввод начального остатка по расчетному счету

Рис. 20

Все остатки по счетам баланса вводятся в корреспонденции со счетом Начального остатка. Так вводятся начальные остатки по всем активным и пассивным счетам, кроме счетов задолженностей и складов.   итп.   Если необходима детализация контрагентам, товарам, ввод производится детализированными документами.

5.3.3  Ввод начального остатка по задолженности перед поставщиком

Рис. 21

Для корректного формирования задолженностей на дату начала учета, начальные остатки по расчетам с контрагентами должны вводиться соответствующими документами продаж, получения и платежей, точно так же, как и текущие операции.  Единственное отличие от текущих операций заключается в том, что все эти документы проводятся по счету «Начальный остаток».

 

Вид задолженности

Документ, проводимый по счету Начального остатка

Предоплаты, полученные от покупателя

Входящий платеж

Задолженность покупателя за полученные товары/услуги

Продажа

Предоплаты, сделанные поставщикам

Исходящий платеж

Задолженность перед поставщиками за полученные товары/услуги

Получение товаров/услуг

На рисунке приведен пример ввода задолженности перед поставщиком по ранее полученным от него товарам и услугам.

5.3.4  Ввод начального остатка по предоплате, полученной от покупателя

Рис. 22

Аналогично предыдущему примеру, начальная задолженность по предоплате вводится так же, как обычная операция, но с зачислением платежа не на расчетный счет, а на счет начального остатка. 

5.3.5  Ввод начального остатка товаров на складе

Рис. 23

Остатки товаров на складе на дату начала учета вводятся так же, как и обычное получение товаров за наличный расчет, при помощи формы «Получение и оплата».  При этом оплата производится со счета «Начальный остаток».

 


Яндекс.Метрика
финансовый учет, учет средств