Управленческий учет. Программа Капитал решение для автоматизации управленческого учета

Управленческий учет. Сайт программы Капитал.

  
 

Особые моменты учета Взаиморасчетов

Подняв тему взаиморасчетов, мы получили много вопросов по методологии учета ряда интересных и, как выяснилось, далеко не редких ситуаций. Здесь мы приводим в виде кейсов самые распространенные вопросы и способы их решения. В этих кейсах мы описываем суть методологии. Неважно, как попал документ (который мы используем в примере) в "Капитал" (введен напрямую или импортирован из другой программы), решение вопроса от этого не зависит. Несмотря на правила, которыми операция была отображена в другой программе, при импорте в "Капитал" она может быть "переведна" с учетом необходимой для данной ситуации методологии.
Кейс 1: Внутренние взаиморасчеты. Учет расчетов между компаниями, входящими в группу.
Две компании (Компания1 и Компания2), которые входят в одно Предприятие.
Одна компания оказывает услуги (продает товар) другой компании. Необходимо контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность по каждой из этих компаний.

Решение

Для ведения учета по разным компаниям одного Предприятия в единой базе применяется инструмент "Капитала" - справочник сверх-аналитики - Классы. Т.е. в справочнике Классы создаем Класс Компания, и в нем перечисляем названия наших внутренних компаний:


Документы создаются точно также, как при Получениии (Продажи) услуг (товаров) с внешними контрагентами. Т.е. в такой ситуации мы для Компании1 создадим Продажу (она продала услугу Компании2). А для Компании2 создадим документ Получение товаров и услуг (она купила эту услугу). Особенность только в том, что в документах обязательно необходимо указать класс - дополнительную аналитику, к какой компании он относится.
Продажа. Компания 1 (класс Компания 1) продала Компании 2 (Покупатель - Контрагент Компания2 - т.е. от этого контрагента ждем оплату):


Получение товаров и услуг. Компания 2 (класс Компания 2) Получила услуги от Компании1 (Поставщик - Компания1 - т.е. этому контрагенту будет оплата).




Оплата. Компания 2 оплатила полученные услуги (товары) своему поставщику - Компании1.
Исходящий платеж. Поставщик - Компания1. Класс -аналитика, какой компании эта операция относится, - Компания2.


Компания 1 получила оплату за оказанные услуги (проданные товару) от покупателя - Компнии2.
Входящий платеж. Покупатель - Компания2. Класс - Компания 1.




Кейс 2: Компания 1 и Компания 2 входят в одно Предприятие. Заказчик А Купил услугу у Компании 2. Компания 2 оказала эту услугу за счет ресурсов Компании 1. Компания 1 для реализации этих услуг у внешнего Поставщика Б приобрело дополнительную услугу.


Необходимо учесть все взаиморасчеты (Внешние, Внутренние) по такой сделке.

Решение:

Все этапы фиксируются штатными документами: Получение товаров и услуг, Продажа, Платеж. В Поставщике/Покупателе указывается соответствующий этапу Контрагент (внутренний или внешний). В Классе - аналитике по принадлежности к внутренней Компании - указываем Компанию (1 или 2).
Компания 2 купила услугу у Внешнего поставщика


Компания 2 оплатила услугу Внешнему поставщику


Продажа услуг от Компании 2 Компании 1 выполняется по схеме, описанной в предыдущем кейсе - внутренние взаиморасчеты.
Компания1 продала услугу ЗАКАЗЧИКУ






Когда подобных сделок много, и встает задача отследить взаиморасчеты и рентабельность по каждой сделке, удобно использовать аналитику - Класс для обозначения такой сделки. Для этого один из Классов называем: Сделка (Договор, Проект и т.п.). И перечисляем в нем названия (номера и т.п.). для обозначения принадлежности к такой сделке.



Тогда во всех документах можно проставлять такую аналитику - это даст возможность в любом отчете включить фильтр (выбрать документы) по конкретной сделке и/или разбить общий отчет по сделкам.



Если встает необходимость разделять Операции, которые были между Внутренними компаниями, и Внешними, то можно добавить аналитику: Внутренний/Внешний:




Использование аналитики Внутренний/Внешний позволит разделять информацию в отчетах по этим признакам.



Кейс 3: Учет перемещения денег внутри компании (между разными подразделениями, юр.лицами).
Не всегда Внутренние оплаты Компаний, входящих в одно Предприятие, являются Взаиморасчетами, т.е. погашением взаимных обязательств (за полученные или проданные услуги/товары). Бывают операции, которые отображают просто внутреннее перемещение денежных средств от одной Компании другой внутри Предприятия.

Решение:

Такой перевод денежных средств с расчетного счета Компании1 на расчетный счет Компании 2 в "Капитале" оформляется через "транзитный" счет "Перемещение" (или название может быть другим) с типом Текущий актив, двумя операциями:
  1. Списание денег с расчетного счета Компании 1

  2. Приход денег на расчетный счет Компании 2

В результате денежные средства переведены и по счетам денежных средств, и по аналитике - Компания.



По такой же схеме - через общий транзитный счет можно перемещать товары, переносить расходы/доходы от одной компании (подразделение, проект и т.п.), когда нет взаимных обязателсьтв.
Кейс 4: Бартерные сделки.
Вы пришли к соглашению с Поставщиком о взаимном обмене товаров или услугами без оплаты, т.е. "по бартеру".

Решение:

Оформляем, как обычно, Получение товаров/услуг (от Поставщика);


и Продажу (товара/Услуг этому Поставщику).


Т.е. формируются взаимные обязательства (Дебиторская и Кредиторская задолженности).


А так как этот обмен без денег, то закрываем эти обязательства не деньгами, а оплатами со специального счета с типом Текущий актив. Назвать его можно Бартер. Т.е. и во Входящем и Исходящем платеже выбираем этот счет - Бартер.



Т.о. услуги/товары получены/отгружены, обязательств нет :-)



Кейс 5: Взаиморасчеты в разных валютах.
Бывают сделки, когда Отгрузка в одной валюте, например, в Евро (EUR), а оплата в другой - Рублях (RUR). Бывает, что по одной отгрузке несколько оплат и все они в разных валютах. Ситуации бывают разные.


При оплате используем ту валюту, в которой платим по этой сделке - например, Рубли.
Если Договор предполагает оплату по курсу на день оплаты, то просто указываем сумму в рублевом эквиваленте по курсу на дату оплаты.
Если Договор предполагает оплату по курсу на день сделки, тогда в платеже необходимо указать курс этой сделки, который может отличаться от курса на дату оплаты. Или ввести сумму, которую надо зачесть в валюте поставки. Т.е. в "Капитале" можно у конкретной сделки указывать свой курс.


Кейс 6: Услуга оказана Контрагентом А. А счет для оплаты поступил от Контрагента Б.
Такая ситуация возможна, когда Поставщик фактически 1, но у этого Поставщика 2 (и более) юридических лиц.

Решение:

В управленческом учете важно контролировать взаиморасчеты с фактическим Поставщиком. Названия (и реквизиты) юридических лиц, которые входят в состав Предприятия Поставщика необходимы только для печати первичных документов. На карточке Контрагента в "Капитале" можно указать необходимое количество наборов реквизитов.
В системе управленческого учета "Капитал", в справочник Контрагенты, где перечисляются наименования Поставщиков, заносится именно общее наименование Поставщика (а не всех его юр.лиц отдельно). Таким образом, нам неважно, какое именно юридическое лицо этого Поставщика выставило нам счет, а кому мы оплатили - важно учесть обязательства перед Поставщиком. Для печати первичных документов по разным юр.лицам Поставщика, можно использовать нужные наборы реквизитов, перечисленные на его карточке.


Все виды взаиморасчетов

  • Расчеты с контрагентами
  • Расчеты с сотрудниками
  • Внутренние расчеты
  • Взаиморасчеты с контрагентами через подотчетных лиц
Подробнее>>>

Детализация взаиморасчетов

Другие возможности системы Капитал

 


Яндекс.Метрика
финансовый учет, учет средств